Меню Закрыть
Друзья, продолжаем акцию «Судьба солдата. Онлайн»
 
Анастасия Яковлевна Мурашова — гвардии ефрейтор, радиотелефонистка 1-го дивизиона 545 отдельного армейского минометного Городокского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова полка.
 
Войну Анастасия встретила 17-летней студенткой Людиновского машиностроительного техникума. Срочно вернулась домой и, вместе с сестрой и племянником, в колоннах беженцев пришла под Москву. До 42-го бедовала здесь, а сразу после освобождения Смоленщины, вернулась в родные Сухиничи. Здесь райкомом комсомола была направлена на учебу в Москву, но когда следовавший перед их эшелоном другой состав был разбомблен вражеской авиацией, пошла, в числе других добровольцев, на краткосрочные курсы радиотелефонисток в спецшколу в Барвихе.
 
В августе 42-го, в составе разведывательно-диверсионной группы комсомольско-молодежного партизанского отряда имени Николая Гастелло, Анастасия перешла линию фронта около местечка Червонный Бор и двинулась в Белоруссию. Пятьдесят дней длился лесной рейд. Партизаны нападали на небольшие гарнизоны гитлеровцев, вели агитационную работу среди населения, создавали подпольные комсомольские организации.
 
В 43-ем году, по причине предательства комиссара, раскрывшего оккупантам местонахождение партизанских баз, отряд был разгромлен, и оставшаяся горстка бойцов была вынуждена перейти линию фронта и влиться в действующую армию. В процессе выхода, Анастасия получила обморожение рук и ног. Месяц провела в госпитале, еще один – в 7-м запасном артиллерийском полку, а затем была направлена в район Орловско-Курской дуги, в 546-й армейский минометный полк резерва ВГК.
 
545-й полк, в котором Мурашова продолжила службу, после расформирования 546-го, получил наименование Городокского за освобождение города Городок (Белоруссия, райцентр) 24 декабря 1943-го года. В боях за Городок красноармейцу Мурашовой довелось, вместе с разведчиками дивизиона, отражать контратаку гитлеровцев на НП полка.
 
Как ни удивительно, при этом она ни разу даже ранена не была. Обморожение рук и ног, ушиб плеча летевшим плашмя артиллерийским снарядом она за боевые ранения не считает, хотя, это как сказать. Надетая под шинель телогрейка вряд ли намного смягчила удар свинцовой болванки, так что отсутствие переломов, не говоря уже о летальном исходе, поистине можно прокомментировать выражением «В рубашке родилась». Еще раз удалось избежать смерти, когда батарея Мурашовой, из-за ошибки корректировщика дивизиона гвардейских минометов, попала под ураган залпа своих же установок. В кромешный ад был превращен «Катюшами» пятачок, на котором закрепились связисты. Не все однополчане Анастасии спаслись в оказавшемся вблизи полузаболоченном озерце.
 
Полк ее входил в состав 11-й армии генерала Галицкого, принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы, штурме Кёнигсберга и Пиллау, где и завершил свой боевой путь. Прошла Анастасия с боями через Берлинский мост, порт, район 820-го завода. Бывала и в Нойхаузене. После Победы вернулась в Сухиничи, где начала работать кассиром в сберкассе. А в 47-ом, по направлению райкома партии, с годовалой дочерью приехала в Большое Исаково, являющееся тогда административным центром Гурьевского района. Вначале устроилась в местную сберкассу, откуда ее забрали в райсобес на должность бухгалтера. 27 лет бессменно работала она в соцобеспечении.
X
X